Что имеет наибольшую ценность на ювелирном рынке? Скажете, бриллианты? А вот и нет! Мода на них появилась только в XX веке благодаря виртуозной рекламной кампании продавца бриллиантов № 1 в мире — корпорации De Beers.
По мнению экспертов, сегодня и всегда, несмотря на моду, более ценны сапфиры ювелирного качества родом с Шри-Ланки (Цейлона), — василькового цвета с переливом в фиолетовые оттенки, прозрачные, с ярким огоньком. Или, густого синего цвета с васильковым отливом, знаменитые кашмирские сапфиры.
Незаслуженно недооцененным специалисты считают серебро, по сравнению с золотом. В Древнем Египте серебро ценилось больше, поскольку не добывалось на данной территории, но было крайне востребовано в обиходе.
У многих народов из серебра отливались монеты, металл всегда был нужен. По сей день юбилейные монеты — именно серебряные, а выход из оборота последних серебряных денег в 1960-1970-е годы примерно совпал с кризисом Бреттон-Вудской валютной системы, появившейся в 1944 году как следствие событий Второй мировой.
Со временем внимание общества переключилось на золото, хотя, изначально, оно было распространено наряду с серебром по той причине, что оба металла существуют в самородном виде, и их не нужно было выплавлять из руд.
Золото ассоциировалось с солнечным светом и богом Солнца, а также с богатством, роскошью. Философский камень алхимиков, который должен был помочь превращать металлы в золото, «золотая лихорадка» в Америке как погоня за счастливой и обеспеченной жизнью — это желание человечества приобщиться к божественному или к земным радостям обладания таким притягательным и значимым желтым металлом?
Иногда возникает закономерный вопрос, действительно ли ценно то, что общество таковым считает? От чего зависит эта самая ценность — от количества запасов на планете, истинной красоты вещей, их практичной востребованности или моды, навеянной заинтересованными сторонами? И как нам быть, принимать условия, вступать в игру?
Притча о настоящей цене
Один купец приобрел в Африке большой алмаз, величиной с голубиное яйцо. У него был один недостаток — внутри была небольшая трещина. Купец обратился за советом к ювелиру и тот сказал:
— Этот камень можно расколоть на две части, из которых получатся два великолепных бриллианта, каждый из которых будет во много раз дороже алмаза. Но неосторожный удар может разбить это чудо природы на горсть мельчайших камушков, которые будут стоить копейки. Я не берусь так рисковать.
Так же отзывались и другие. Но однажды ему посоветовали обратиться к старому ювелиру из Лондона, мастеру с золотыми руками. Тот рассмотрел камень и снова рассказал о рисках. Купец сказал, что эту историю он уже знает наизусть. Тогда ювелир согласился помочь, назвав хорошую цену за работу.
Когда купец согласился, ювелир вызвал своего молодого подмастерье. Тот взял камень на ладонь и один раз ударил по алмазу молоточком, разбив его на две равные части.
Купец восхищенно спросил:
— Как давно он у вас работает?
— Всего третий день. Он не знает настоящей цены этого камня, и поэтому его рука была твердой.