
Мы уже знаем, кто в XX веке сделал популярными бриллианты, назвав их символом любви и верности. Но не менее интересная история связана с танзанитом. Зарождение моды на этот камень — замечательный пример того, как благодаря грамотному пиару формируется спрос на совершенно новый и неизвестный минерал.
Чаще всего денежная публика холодновато встречает новые имена — ведь дорогие ювелирные изделия это не только красота, но еще и престиж и инвестиции. Помочь скептикам достать кошелек и даже гоняться за новинкой должно всемирно известное имя или марка, а лучше и то, и другое вместе.
Как знать, слышали ли бы мы о танзаните, если бы он не приглянулся гиганту ювелирного рынка Tiffany & Co. А уж фирма знала, как продвинуть камень так, чтобы он оказался на слуху у всех охотников за украшениями.


Кольцо с танзанитом
Танзанит был найден чуть более полувека назад почти у подножия Килиманджаро, и сразу привлек внимание Tiffany. Оказалось, что это редкая синяя разновидность довольно распространенного и недорогого минерала — цоизита.
Цоизит встречается на всех континентах, чаще всего в Танзании, Кении, Замбии, добывают его и в России, на Урале и в Карелии, а также в США, Мексике, Австрии, Норвегии и Швейцарии. Для ювелирных целей он большей частью не подходит, но некоторые его сорта хороши как поделочные камни. Например, разновидность розового цвета, похожая на лучшие сорта родонита, или темно-зеленая с вкраплениями непрозрачного рубина.


Слово «цоизит» не годилось для продвижения камня на ювелирном рынке, потому что слишком похоже на слово suicide (суицид). В компании Tiffany предложили назвать новый камень по имени страны, на территории которой он был найден.
А для того, чтобы люди узнали и запомнили новинку, нужна была звезда — так к пиар-компании подключилась Элизабет Тейлор.


Украшения с танзанитами, зелеными турмалинами и бриллиантами
«Камни, точно такие же, как фиалковые глаза невероятной Тейлор» — разве можно пройти мимо такой рекламы? Интерес подогревался тем, что других месторождений танзанитов не нашли, а значит, синие камни совсем скоро должны были закончиться.
Но они не закончились до сих пор. Просто оказалось, что синим можно сделать прозрачный или полупрозрачный цоизит любого цвета, от желтого до коричневого — простым нагревом, которое к тому же сильно повышает качество камня и убирает внутренние дефекты.

Находится в коллекции драгоценностей Майкла Скотта, первого президента компании Apple
Поэтому почти все танзаниты, которые можно встретить сейчас в магазинах, были подвергнуты улучшению нагревом. А те камни, которые изначально синие или фиолетовые — редкость.
А найденная после синей разновидности светло-зеленая расцветка прозрачного цоизита стала называться не иначе как «зеленый танзанит», ведь имя уже раскручено. Хотя на самом деле такие камни нашлись на только в Танзании, но и в Пакистане. Кстати, зеленый танзанит — даже более интересный камень, чем синий, хотя бы потому, что не меняет цвет от нагрева и не нуждается в облагораживании.

Вот так благодаря грамотной рекламной стратегии именно танзанит стал самым дорогим и желанным синим камнем после сапфира. Хотя в природе есть достаточно много других очень красивых синих камней — кианит, синяя шпинель, синий турмалин (индиголит).
Интересно, что танзанит принимал участие в съмках фильма «Титаник» — одно из трех сделанных для студии «сердец океана» было изготовлено из настоящего танзанита. Хотя этот камень точно никак не мог оказаться на борту того злополучного рейса.